Самоцветы в жизни человека
Положение самоцветов в жизни человека главным образом связано с их практическим применением: предметы религии и культа, магии и медицины, коллекции, использование самоцветов в технике, украшениях и как эквивалент валюты.
Предметы религии и культа.С весьма давних пор у древних иудеев в торжественное облачение первосвященника входил парадный нагрудный щит - эфуд. Перечисление самоцветов эфуда в Библии является одним из первых упоминаний камней в письменных источниках. Использование драгоценных камней в религиозных и культовых ритуалах прослеживается и у индейцев доколумбовой Америки: ацтеков и инков. В аналогичных целях употребляли их христианство, ислам и буддизм. Драгоценными камнями щедро украшались предметы церковного облачения во время торжественных служб - литургий: искрились камнями митры, тиары, кольца епископов, буквально усыпаны ими были кресты, ковчеги, чаши, реликварии, навершия жезлов. Сверкали камнями переплеты церковных книг, иконы, ими инкрустировались алтари и даже стены капелл. Из камней делались перебираемые в молитвах нити четок.
Камни в магии и медицине.Однако так сложилось, что не только декоративную роль играет драгоценный камень в разнообразной религиозной утвари, облачениях, всевозможных предметах культа - камню издавна приписывалась магическая сила. Не перечесть всех суеверных примет, связанных с камнем! Достаточно упомянуть "охранительные" талисманы и амулеты из драгоценных камней, всякого рода "счастливые" камни.
На магические и целебные силы камней указывали в особых книгах о камнях писатели минувших столетий. Классической страной, где зародилась и широко распространилась вера в силу драгоценных камней, явилась Индия, именно та страна, где встречались самые редкие и красивые камни. В индийских руководствах по медицине Чарака-Самхита и Сушутра-Самхита (около 100 г.) камни считались лечебным средством. В древней китайской медицине также в рецептуру лекарств входили все известные к тому времени драгоценные камни. Древние народы Месопотамии - халдеи, вавилоняне и ассирийцы - верили и в силу камней-талисманов (от арабского "тилзам" - мираж, волшебная картина), и амулетов (от арабского "хамалет" - подвеска), спасающих от всевозможных опасностей, подстерегающих человека во тьме.
Из стран Месопотамии применение магических сил камней в медицине проникло в Египет. В древних египетских папирусах (например, папирус Эберса или папирус, датированный II тысячелетием до н.э., который хранится в Берлине) также имеются указания на применение минералов в качестве медицинских снадобий и на магическую силу талисманов и амулетов. Лазурит, малахит, красная яшма и аметист - все эти камни якобы охраняли в первую очередь от злого рока, оберегали и дарили счастье. Особенно сильной была вера в действенность амулетов, снятых с мумий. Ни один из народов не избежал этого "духа своего времени" - веры в магическую силу камней. В талмуде, священной книге иудеев, также указывается на колдовское действие самоцветов. У древних евреев вера в камни была так глубока, что, например, амулету, который носил Авраам, приписывалась особая магическая сила: больной исцеляется при одном взгляде на этот камень! Интересно, что позднее уже в христианских легендах это целительное свойство было перенесено на кубок св. Грааля.
Такие греческие ученые и философы как Платон, Геродот, Теофраст, в сочинениях, имевших отношение к камню, также высказывали убеждение в действенности его "сил". Аристотель написал книгу, в которой были собраны легенды о камнях, бытовавшие в его время. Полный обзор имевшихся к тому времени сведений приводит в своей "Естественной истории" Плиний (23 - 79 г.). Все познания о целебных свойствах камней содержатся в пяти посвященных медицине томах, принадлежащих перу современника Плиния Диоскуриду. В частности, там описаны в качестве минералов, применявшихся в медицине, лазурит, малахит, гематит, гагат, нефрит и янтарь.
Дальнейшего развития знания и верования восточного мира достигают в арабских лапидариях о камнях. Из всех этих столь различных источников складывались воззрения ученых и философов средневековья. В их трактатах к прежним сведениям примешивались также многочисленные легенды и познания более позднего времени. До нас дошли имена средневековых естествоиспытателей. Исидор из Севильи (около 630 г.), Марборус фон Ренн, Хильдегарт фон Бинген (1098 - 1179), Альбертус Магнус (1193 - 1280), Боэций де Боот, лейб-медик короля Рудольфа II (1552 - 1612), - все они упоминают в своих научных трактатах и книгах магическое и целебное воздействие камней. Но сегодня мы можем называть лишь поэтическими сказаниями истории возникновения отдельных камней, изложенные, например, в естественноисторическом труде под названием "Физика", составленном необыкновенной женщиной Хильдегарт фон Бинген, прославившейся в свое время как величайшая прорицательница, целительница, исследователь природы и, наконец, святая. "Каменная" терапия средневековья зачастую сохранилась почти до наших дней, во всяком случае, мало чем отличаются от нее заклинания шаманов-"медиков" некоторых племен современной Африки.
В 1867 г. амулет из кристалла алмаза весом в 18 каратов, принадлежавший лекарю-шаману, привел к открытию одного из наиболее значительных на Земле месторождений алмазов. Таков был несколько неожиданный эффект воздействия магии камня!
Долгое время верили, что магические силы, излучаемые камнями, приносящие счастье и отклоняющие беды, действуют сильнее, если эти камни не просто носить в виде амулета, а принимать вовнутрь. И чем дороже был камень, тем вернее должно было быть его действие.
В 1953г. Фюнер в своем обзоре истории - "литотерапии" (использования камней в терапии) пишет: "Когда мы говорим сегодня о применении драгоценных камней в терапии, то нам сразу становится ясно, что об излечивающем действии драгоценных камней, даже в тех случаях, когда их положительное влияние действительно наблюдалось, можно говорить лишь как об успехе гипнотического внушения, так как вся литотерапия есть, по существу, психотерапия". Далее он говорит: "Лечение драгоценными камнями, возникшее в стране сокровищ - Индии, достигло своей кульминации в Европе, куда оно было занесено главным образом арабами; на этих высотах оно держалось много столетий, пока растущие успехи химии не низвели его на землю. Но вера в действенность камней, и сейчас еще бытующая в народе наряду с некоторыми другими маленькими суевериями (как не вспомнить при этом о "камнях месяцев", "апостольских камнях" и об алмазном порошке в качестве адсорбирующего средства), тоненькой ниточкой уходит в глубь веков - во времена кульминации "каменной терапии".
Сегодня драгоценные камни не признаются медициной, даже суеверные люди больше не принимают их внутрь, но вера в амулеты и талисманы все еще отчасти жива и в наше время.
Коллекции и сокровищницы. В коллекциях обычно бывают представлены "сырые" драгоценные камни, которые и вообще преобладают в большинстве музеев, тогда как в некоторых из них основную массу составляют ограненные и шлифованные камни; в сокровищницах главную роль играют камни в оправах.
Первыми собраниями драгоценностей правомерно считать гробницы Египта, Ура и других государств Древнего Востока. Сведения о греческих сокровищницах приводит в своем сочинении "Описание Эллады" Павзаний (117 - 180) - историк, географ и исследователь, совершивший далекие путешествия. Римский писатель Плиний (23 - 79) называет несколько собраний, имевших в то время в Риме.
Находки при археологических раскопках на территории Испании, Германии, Венгрии и других европейских государств свидетельствуют о существовании собраний драгоценностей в античное и раннехристианское время. Сведения из эпохи средневековья более обширны: хроники, описания путешествий, а подчас и объемистые инвентарные описи говорят о церковных сокровищницах, составленных из богатых вкладов светских особ, стремившихся таким образом обеспечить себе "вечное блаженство". По большим праздникам эти сокровища показывали народу, который дивился их великолепию. Тавернье сообщает о сокровищницах Востока. Восточные сказки, например "Сказки тысячи и одной ночи", повествуют о бесчисленных богатствах, собранных в сокровищницах властителей средневекового Востока и отчасти еще и доныне пребывающих там.
В настоящее время сокровищницы делятся на церковные и светские. В виду того, что им посвящено большое количество литературы, не будем останавливаться на их описании, напомним лишь, что среди самых богатых и обширных сокровищниц мира выделяется Государственная оружейная палата в Московском Кремле, наиболее старинные экспонаты которой датируются 14-м веком.
Наряду с церковными и светскими сокровищницами значительный интерес в мире драгоценных камней представляют также систематические коллекции научного характера. В России собраниями минералов мирового значения являются минералогический музей им. А.Е.Ферсмана АН России (г. Москва), музей "Самоцветы" при ГеолКоме России (г. Москва), музей Горной Академии (г. Санкт-Петербург), музей Уральской Горной Академии (г. Екатеринбург).
Технические цели. Минералы, используемые в качестве драгоценных камней, нашли также важное техническое применение. Так, алмаз и корунд благодаря их высокой твердости применяются в буровых коронках, фильерах, звукосномателях, в качестве часовых камней и абразивов, а также в лазерах и транзисторах. Кварц используется в ультразвуковых установках, агат - для изготовления ступок, зубоврачебных инструментов, опор и подпятников в весах и других точных приборах. Это лишь отдельные примеры технического применения некоторых минералов, число таких примеров можно легко умножить как за счет числа минералов, так и за счет отраслей техники, их использующих.
Ювелирные украшения. Главная роль, которую играли, играют и будут играть драгоценные камни, - это украшения! Ювелирные изделия украшают нас в повседневной жизни, придают особый шик, индивидуальность каждому человеку.
Однако в ювелирном деле камни не используются в свободном состоянии - как правило, их вставляют в оправу из драгоценного металла - обычно из золота, реже платины, менее дорогие камни оправляют также в серебро и другие металлы и их сплавы. Именно от оправы нередко зависит, как будет выглядеть драгоценный камень и станет ли украшенный им предмет утвари или ювелирное изделие предметом искусства.
Эквивалент валюты. Драгоценные камни часто представляют собой большие ценности. Опыт показал, что ценность их обычно сохраняется, так как инфляционные явления компенсируются соответствующим повышением стоимости драгоценностей. В следствии этого камни приобрели функции эквивалента валюты, капиталовложений.
Публикация текста данной статьи полностью или частично возможна только с указанием ссылки: www.edgems.ru
Дата публикации: 15.11.2011