Из истории культуры драгоценного камня

Бирюза в обработке Камень, не как орудие труда, а как предмет украшения, искусства, известен человеку по меньшей мере семь тысяч лет. Первыми из таких камней были аметист, горный хрусталь, янтарь, гранат, нефрит, яшма, кораллы, лазурит, жемчуг, серпентин, изумруд, рубин, алмаз и бирюза. По всей видимость, человека привлекли необычный цвет, узор у непроз­рачных камней (агат, яшма), прозрачность. С тех пор, как человек впер­вые подобрал гальку камня и подвесил на нити ожерелья, прошли тысячи лет, а драгоценные камни заняли прочное место в жизни человека.

О самых ранних этапах культуры драгоценного камня сохранились лишь весьма скудные сведения, так как археологических находок, относя­щихся к тем временам, крайне мало. В Каирском музее (Египет) хранятся браслеты, извлеченные из гробницы фараона Джосера (Абидос), принадле­жавшего к первой династии (3200-2800 гг. до н. э.). К культуре Древне­го Египта и Древнего Востока примыкает античная культура Греции и Ри­ма. Далее следует средневековая культура кельтов, франков и германцев; а на смену средним векам приходит эпоха Возрождения, а пышность времен эпохи Абсолютизма (эпохи барокко и рококо) сменяется современной куль­турой 19-20 веков.

В египетских инкрустациях 12-17 династий (2000-1700 гг. до н. э.) использовались главным образом красный карнеол, синий лазурит, бирюза и амазонит, а также цветное стекло. Гробницы царей древнего Ура позво­ляют судить об искусстве златокузнецов Шумера, которое достигло высше­го расцвета в середине третьего тысячелетия до н. э. и явно опиралось на древнюю традицию обработки лазурита, красного известняка и перла­мутра. От египтян искусство инкрустации переняли греки. Они украшали драгоценными камнями свои статуи, покрытые пластинами золота и слоно­вой костью, вставляли эти камни в глазницы скульптурных изображений богов античного пантеона. Искусство этрусков отличалось тонкостью вы­полнения ювелирных изделий в технике зерки и филиграни.

Высокая культура драгоценного камня ювелирного дела расцвела во времена императорского Рима, когда была понята не только эстетическая, но и прежде всего материальная ценность драгоценных камней. С концом Римской империи погибли и ее богатства. В истории ювелирного искусства началась новая эпоха. Вместо бытовых украшений богатых частных лиц на первый план выдвигается культовая утварь, регалии, оружие и облачение светских владык и высшего духовенства.  У кельтов и германцев культово - религиозные, впрочем, как и бытовые, ювелирные изделия были усыпаны жемчугом и драгоценными камнями. Особенно высоко ценились пряжки и застежки, которые не редко носили и мужчины, чтобы удостоверить свое богатство и привелегированное социальное положение. Ювелирные украше­ния становятся символом высокого положения в обществе, отсюда и изоби­лие драгоценных камней на шлемах, рукоятках и ножнах мечей, ремнях, щитах, латах и конской сбруе.

Кабошоны, культура, самоцветы, камни красивые

С наступлением эпохи Ренессанса, драгоценные камни получили еще более широкое распространение, чему способствовали повсеместное про­буждение интереса к естествознанию и происходившие в обществе социаль­ные сдвиги. Были открыты новые месторождения драгоценных камней в Юж­ной Америке. Подражая дворянству, богатые горожане украшали себя и своих жен искусно оправленными драгоценными камнями. Даже картины этой эпохи свидетельствуют о беспрецендентной любви к ювелирным украшениям, процветавшей во всех странах и сословиях - как среди знати, так и сре­ди горожан.

Сапфир, рубин и изумруд относили к камням первого порядка. Высоко ценились также гранат и берилл, тогда как интерес к алмазу появился довольно поздно, хотя уже Плиний на заре нашей эры поставил его выше других драгоценных камней. Но все же вплоть до изобретения огранки лишь королевские дворы Англии и Франции сравнительно часто отдавали алмазы в огранку.

В прошлые века было принято и мужчинам носить пышные гарнитуры из драгоценных камней. Так, принадлежностями "испанского костюма" явля­лись роскошная широкая нагрудная цепь и тяжелый кулон, а также брасле­ты, пуговицы, запонки и поясные цепи. Шляпу непременно обвивала лента, украшенная драгоценными камнями, или сверкающий драгоценностями аграф. Камни украшали каждую деталь туалета вплоть до пудрениц, табакерок и вееров.

В эпоху Барокко впервые начинает оказывать определяющее влияние на моду алмаз. И еще одно важное изменение в моде: если до сих пор и мужчины, и женщины по части ювелирных украшений выступали на равных, то теперь центр тяжести перемещается на женский костюм, хотя и мужчине все еще предоставляется богатые возможности украшать себя пряжками на обуви, аграфами на шляпах, часами, брелками,аксельбантами, пуговицами и запонками, усыпанными драгоценными камнями.

Великая Французская Революция упразднила  правила,  регламентировавшие сословные  различия  в  одежде.  Реставрация империи вызывает к жизни новый стиль архитектуры,  живописи,  костюма.  Классицизм заново открыл камею  (в  большинстве своем выполненную по античным образцам). Ожерелья, браслеты, кольца, пояса, броши и диадемы служат отныне при­надлежностью придворного туалета, входят в состав ювелирного гарнитура - "парюры".

История драгоценных камней, искусство, культура

В 19 веке оправы стали изготовлять не только из золота, но и из платины. Ювелирные украшения, за исключением часов, перстня и набал­дашника трости, делаются с этого времени исключительной прерогативой дам. Отныне грудь мужчины могут украшать лишь ордена.

Не только в Европе, но и во всем мире и по сей день люди старают­ся украсить свою внешность самыми разными способами, в том числе и ювелирными изделиями с драгоценными камнями.

Автор: Ахметшин Э.А.

Публикация текста данной статьи полностью или частично возможна только с указанием ссылки: www.edgems.ru

Дата публикации: 10.11.2010